Вшивый, как известно, о бане, а я, само собой - о вечном. То бишь, о добре и зле. То бишь, о дискредитации добра в добрых детских сказках (и в умах детишек, эти сказки смотревших). Разговор у нас на работе зашел, сказку "Морозко" вспомнили. Новый год, зима, каникулы, старые добрые сказки, все такое…
читать дальшеА в сказке, если вспомнить – добрые: Настенька, Старик, Иван. И злые: Старуха, Марфуша, Баба-Яга.
Иван – классический сказочный дурак. Идет непонятно куда, непонятно зачем. Встретил Настеньку, влюбился в Настеньку. Встретил бы другую симпатичную девку, влюбился бы в нее. Мозгами шевелит не иначе как по указке сценариста и не более того. Даже на халяву доставшееся волшебное оружие не идет ему впрок.
Баба-Яга – знает чего хочет и как этого добиться. Действует. Предпринимает определенные меры. Пользуется своими знаниями, связями, составляет план действий. И вполне успешно. Опять таки до тех пор, пока не вмешается сценарист. Сказка-то добрая, добро должно победить. Даже если шага не может сделать, не запутавшись в собственных штанах.
Вывод первый, который вдумчивый ребенок должен бы сделать из такой сказки: Зло – умное, Добро – глупое.
Марфуша – театральное собрание отрицательных качеств: глупая, некрасивая, ленивая… В общем, вся такая сказочная.
Настенька – ее антипод. Тоже сказочный.
При этом, едва ли вдумчивый ребенок не заметит, что дура Марфуша полеживает на перине и кушает конфетки, а красавица Настенька бегает как савраска, выполняя всю работу, что есть в доме.
И тут напрашивается вывод второй: быть злым явно выгоднее, чем добрым. Дед Мороз с подарками, свадьба и гора золотая обыкновенная в качестве поощрительного приза за хорошее поведение – это байки. А по жизни-то… Я бы вот, например, выбрала бы быть Марфушей. Предложи мне кто выбирать.
Но самый, шедевр, конечно, это – добрый Старик. Который собственной волей (Старуха его башкой об стену не била, утюгом не жгла, на мороз без штанов не выгоняла) согласился везти – любимую – дочь – в лес - зимой. На смерть. Потому что ему так сказала Злая Старуха.
Старуха. Что можно сказать? Властная женщина. Любит свою дочь. Пытается устроить ее судьбу, защищает, когда обижают и смеются. Попробовал бы кто выгнать в лес Марфушу, хотела бы я посмотреть…
Честно, говоря, у нее я вижу массу достоинств и положительных качеств (так же как и у Бабы-Яги).
В то время как Старик и Настенька, даже у меня, вызывают подспудное неприятие и тошноту – своим нытьем, своей рабской готовностью подставить спину любому, кто хочет сесть и ехать, своей совершенной неспособностью (и нежеланием) постоять ни за себя, ни за близкого человека…
Вывод третий: Зло – сильное, Добро – слабое (немощное и сопливое).
Но здесь как раз и засада. Открываем страшную-страшную тайну. В этой сказке не настоящему, не страшному, сказочному "Злу" противопоставлено такое же не настоящее, убогое, сказочное "Добро".
На самом деле, фокус в том, что Настенька и Старик – не добрые. Они – те самые (гудкайндовские) "Не видящие зла". Те самые, ожидающие помощи от Лорда Рала, Деда Мороза, черта лысого… Готовые до бесконечности пресмыкаться и унижаться, готовые за обещание спокойной жизни лично отвести любимую невесту на потеху пьяному быдлу (или в лес зимой, да)... Но только не взять в руки оружие (стукнуть кулаком по столу). Они – не добрые, они – не противящиеся (потворствующие) злу.
Но, тем не менее, подмена понятий успешно прошла…
Прошу прощения за многабукаф.
Просто мысль о том, что – зло (настоящее, как оно есть) – можно – любить, - она такая… квадратненькая, что в башке у меня никак не уляжется. Вот и ищу… истоки и артефакты, таксть…
Вшивый, как известно, о бане, а я, само собой - о вечном. То бишь, о добре и зле. То бишь, о дискредитации добра в добрых детских сказках (и в умах детишек, эти сказки смотревших). Разговор у нас на работе зашел, сказку "Морозко" вспомнили. Новый год, зима, каникулы, старые добрые сказки, все такое…
читать дальше
читать дальше