Прослушать или скачать Антонио Сальери Prelude бесплатно на Простоплеер
Какие ассоциации у вас вызывает имя Сальери? Моцарт и Сальери. Гений и завистливая посредственность. Убийца.
А он не был посредственностью. У него учились Бетховен, Шуберт, Лист... и многие, многие... У него - хотели - учиться. Факт, говорящий сам за себя.
И он не был убийцей.
Ложь, представленная и поданная так красиво, что в нее хочется верить. Что уже никто и не сомневается. Как можно не верить Пушкину? Как можно не верить Питеру Шефферу? А я, вот, усомнилась...
читать дальшеКак только Моцарт умер, по Вене пошли слухи о том, что он был отравлен. Кто первый связал отравление с именем Сальери, неизвестно. Говорили, что в период серьезной болезни Сальери сам признался в содеянном. Так ли это?
Одним из защитников Сальери был его соотечественник, юрист и журналист Джузеппе Антонио Карпани. Его “Защита. Сальери” появилась в сентябре 1824 года. в миланском ежеквартальном журнале “Biblioteca Italiana” в форме письма редактору. Выдержки из этого письма и будут предложены вашему вниманию.
“Многоуважаемый господин директор, столь велика сила заблуждения нашего жалкого рода человеческого, что, ежели его, заблуждение, не вырвать с корнем при первом же всходе, оно становится сильно и скрепляется с почвой. (...)
Сии и прочие соображения подвигнули меня на написание сего письма, дабы оградить от беззастенчивого поругания имя нашего уважаемого соотечественника (...) К бессмертным композиторам можно причислить кавалера Антонио Сальери, маэстро венского императорского и кавалерского двора. (...) Он создал свои собственный стиль, строгий и грациозный одновременно, и снискал славу первоклассного художника. (...) Но речь пойдет о другом, о том, что роняет тень на его моральный характер, что представляет его в чудовищном облике.
(...) Маэстро Сальери обвиняют в том, будто, использовав какой-то яд, он стал причиной смерти знаменитого Моцарта, своего коллеги и приятеля.(...) Сальери смог подать сумрачный, смертоносный напиток? Да никогда в жизни!(...) Между обоими славными композиторами всегда царила ясная гармония и взаимная предупредительность. Удостоенные особого расположения императора Йозефа II, они встречались при дворе как братья. Достаточно было б этого, чтобы все, в ком сохранился еще здравый смысл, отшатнулись от вздорного слуха. (...) По правилам, прежде чем оправдать или осудить обвиняемого, назначается судебное разбирательство. Итак, Моцарт был отравлен? Где доказательства? Нет доказательств и нет надежды, что оные отыщутся, ибо Моцарт умер от ревматической лихорадки, унесшей не только его, но и многих других несчастных, в те дни страдавших ею. (...) Это доказывает прилагаемый ниже документ А, собственноручное письмо императорского и королевского гофрата Гульденера, который по долгу службы постоянно был в курсе дела о разрастании сей болезни, не на шутку разбушевавшейся в столице. Что скажете вы по поводу столь авторитетного и неоспоримого свидетельства? Подлость, с которой была распространена гнусная клевета об отравителе Сальери, теперь потеряла почву под ногами. Трагедия закончилась. (...)
Кем были сей Сальери и сей Моцарт? Первый - выдающийся композитор духовной и светской музыки, музыкант, не державший в душе ничего, кроме музыки. Он любил ее, и сия любовь снискала ему уважение всех любителей музыки. Он хвалил и поощрял юные таланты, до небес превозносил изысканные произведения великих и все силы прикладывал к тому, дабы стать равным им. В остальном - добрый отец семейства, заботливый супруг, друг среди друзей и преданный сколько Богу, столько и людям (...)
Кем был Моцарт? Я сказал уже - одним из редчайших гениев своего времени.(...) Жизнь Моцарта, да позволительно автору будет сказать, была народным счастьем, его смерть - народным несчастьем.(...) Врачи Моцарта были что ни на есть самыми уважаемыми врачами города Вены. Ну возможно ли, чтобы они, имея дело с подобной личностью, не позаботились об уходе за ним или столь мало смыслили в своем ремесле, что проглядели яд и по симптомам, кои, впрочем, заметил бы любой мало-мальски обученный лекарь, не определили отравления?(...) И если б сие вскрылось, возможно ли представить тот шум, возбуждение всей Вены при одном лишь известии об убийстве человека, столь боготворимого всеми? (...)
Кратко подытожим: маэстро Сальери в силу своего мягкого, человечного и приветливого характера и по причине мудрой своей морали никогда не был человеком, способным на преступление. От варварского убийства Моцарта он не имел никакой пользы и никогда не стремился к оной.(...) Такого человека, следовательно, нельзя было подозревать в приписанном ему преступлении. Моцарт умер не от яда, то есть он не был отравлен ни Сальери, ни кем-либо еще. (...) Сие отравление, стало быть, отвратительнейшая выдумка, могущая, как и многие другие, возникнуть только в наше время, падкое на гнусные россказни.
С глубоким уважением
Ваш друг и слуга
Вена.10 августа 1824 года
Дж.Карпани (...)”